20.10.2017 Пятница








Куединский
краеведческий музей
Муниципальное бюджетное учреждение
Куединский краеведческий музей

В Куединском краеведческом музее открылась новая тематическая выставка «В новогоднем блеске…»

На Руси всегда праздновали новый год, только вот приходился он в разные времена на разное время. На протяжении многих лет до XV века на Руси новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю.


Считалось, что именно весной все просыпается, все зарождается и начинает свой год земля. В 1492 начало года было официально перенесено на 1 сентября и отмечалось на Руси более 200 лет. В 1699 г. через несколько месяцев, после того как на Руси отметили Новый год, пришлось празднование Нового года повторить. Произошло это потому, что Петр I возвратившись из путешествия по Европе, подписал именной Указ о реформе календаря в России, по которому вводилось новое начало года с 1 января. Начиналась новая эра – христианское летоисчисление от Рождества Христова.
Отмечать «Новый год» в России прижилось быстро, потому, как на это время приходился еще один зимний праздник Святки. Святки делились на два периода: святые вечера до 1 января (13 января - по старому стилю), и страшные вечера после 1 января. В святочные дни ходили из дома в дом, угощались, пели колядки, рождественские обрядовые песни. Чтобы оградить себя от злых сил, над дверями и окнами ставили знак в виде креста. В эти дни обряжались по-разному: в дворянских семьях наряжались турками, русалками, рыцарями, причем барышни переодевались в гусар, а юноши в придворных дам. В деревнях парни одевали вывернутые овчины, маски с мордами животных – медведя, волка, козы, не боялись, и примерить маску черта. Ряженые изменяли голос, движения, походку делали все, что бы быть не узнанными.
Одним из самых главных и сказочных персонажей в Новогодние праздники является Дед Мороз. Именно этот персонаж в старые времена на Руси зазывали в канун Рождества, в Васильев вечер или в Крещенский сочельник на угощение. Угощение выносили на улицу, оставляли в огороде, ставили с наружи на окно, в подполье на подпольное окошечко и кликали:


Дед Мороз, Дед Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и детишек не гоняй.

Задобрить хотели Дед Мороза, ведь добрым он был не всегда. Это был страшный и злой старик. Называли его Трескунец, Студень, Морозко, а иногда уважительно - Мороз Иванович, Мороз Васильевич. Но со временем образ Деда Мороза поменялся.

У русского дед Мороза есть симпатичная спутница – Снегурочка. Появилась она на свет в 1873 году благодаря одноименной пьесе-сказке А.Н. Островского, который, в свою очередь, художественно переработал один из вариантов народной сказки о девушке, вылепленной из снега и растаявшей от теплых солнечных лучей. Постепенно Снегурочка становится постоянным персонажем праздников как помощница Дед Мороза.



Главным атрибутом нового года является нарядная, увешанная игрушками красавица - елка. Но в России елку приняли с опаской. Путь лесной красавицы к всеобщему почитанию был совсем не простой. Российский самодержец позаимствовал елку у немцев. Древние германцы считали ель священной и сравнивали ее с древом жизни в райском саду. У них она давно стала обязательным атрибутом Рождества. У нас же на Руси думали на оборот, и поэтому принимать ее не спешили, а после смерти Петра I про нее совсем забыли. Только в начале XIX века обыватели стали увлекаться устройством рождественских елок. Связано это было с тем, что в самом Петербурге почти треть населения составляли немцы. В это же время в России Рождество стали отмечать не только как церковный, но и как веселый светский праздник. Первая публичная елка была поставлена в 1852 году в Петербурге в здании Екатерингофского вокзала.


С тех пор по примеру царской семьи елку на Рождество стали устанавливать в домах высшей петербургской знати. Однако в большинстве русских домов рождественское дерево не ставилось. Существенную роль в распространении и популяризации елки в России сыграла коммерция. Специалисты в кондитерском деле – выходцы из Швейцарии - завладели кондитерским делом столицы, организовали продажу елок с висящими на них фонариками, игрушками, пряниками, конфетами. Стоили такие елки очень дорого (от 20 рублей ассигнациями до 200 рублей). Завладев столицей, рождественское дерево постепенно переходит к другим крупным городам. С большим трудом завоевывает деревни, помещичьи усадьбы. Причина была в том, что в деревнях до сих пор праздновали святки, и с опаской относились к елке. И все же мало-помалу петербургская мода начинала проникать и в провинцию.
Мода на елочные украшения тоже зародилась в Германии. Первыми начали украшать елку к Рождеству эльзасцы, считающие ее райским деревом, символом истории про Адама и Еву. Они развешивали на ней красные и зеленые яблоки; позолоченные орехи, сладости, фрукты, напоминающие о дарах волхвов. А еще елку украшали тлеющими головешками, чтобы победить злые силы и развеять мрак. Однажды яблоки в неурожайный год пришлось заменить деревянными и ватными шарами. Идея эта понравилась, и германские стеклодувы вскоре принялись делать стеклянные елочные шары. Вместо головешек стали использовать свечи. Верхушку елки сначала венчала маленькая фигурка Христа. Со временем ее заменил золотой ангел, а позднее звезда или звездный шпиль как напоминание о Вифлеемской звезде, которая указала путь к месту рождения Иисуса.
В Россию игрушки долгое время завозились из Германии и стоили очень дорого. Поэтому когда елка начинает распространяться повсеместно, то елочные украшения стали изготавливать сами. В начале XX века елки украшали ватными игрушками, бумажными гирляндами, фигурки из папье-маше. До революции новогодние игрушки выпускала одна единственная петербургская фабрика.



После революции, в начале 1920-х годов, в эпоху борьбы с «пережитками прошлого», празднование многих религиозных праздников было под запретом. В том числе и празднование Рождества. И хотя конкретных запретов на саму елку не было, она «уходит в подполье». Но, не смотря на запреты, некоторая интеллигенция об этой традиции не забывает и ставит елку, но не на Рождество, а на Новый год.
Елка была реабилитирована в 1935 году. Решением ЦК ВЛКСМ было предписано устраивать новогодние елки для детей. Связь елки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке «рождественского дерева», теперь заменила пятиконечная – такая же, как на кремлевских башнях. В 1947 году день 1 января официально становится «красным днем календаря», то есть не рабочим днем. А елка в Доме союзов приобретает статус «главной елки страны». В 1954 году новогодняя елка получила право на вход в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца – обслуживала она по две тысячи детей в год.



Новогодняя игрушка наглядно отразила историю нашей страны. В довоенный период выпускались игрушки с советской символикой: дирижабли с надписью «СССР», шары с серпом и молотом, ватные спортсмены и пионеры с красными флажками. Дети из разных республик в национальной одежде. К середине XX века ассортимент игрушек стал очень богатым, хотя делали их из менее эффектных материалов, чем сегодня. Зато в них было вложено много фантазии. К 60-70-тым годам в производстве праздничной продукции игрушки из стекла заняли основную нишу. В подмосковном городе Клину есть фабрика елочных игрушек, которая так и называется «Елочка». О том, как зародилась эта фабрика, существует красивая легенда. Давным – давно недалеко от г. Клина был заводик, который назывался стеклянным. Делали на нем стеклянные предметы: пузырьки, бусы и другие мелочи. Работал на том заводе очень талантливый мастер по имени Григорий. И вот однажды в рождественскую ночь, возвращаясь домой, он увидел заплаканного мальчика. Григорий узнал у мальчика, что сын местного барина дал подержать ему новые заморские стеклянные шары, привезенные из самой Германии. А он засмотрелся, да и разбил нечаянно их. Прибежали слуги стали кричать, пригрозили, что отца его в тюрьму посадят. Григорий решил помочь мальчику. За ночь выдул дивные шары – с германскими и не сравнить. С тех пор стали и наши мастера выдувать елочные игрушки. А маленькая мастерская превратилась в большую фабрику, которая до сих пор славится своими елочными украшениями.



По елочным игрушкам можно отследить даже моду советского периода. Дети в коричневых пальто с черными воротничком, шаровары с начесом, пионерские галстуки.



В 60-70-е годы дизайн игрушек становится более разнообразным. На елках появляются космонавты, спутники, ракеты, кукуруза, пшеничные снопы и т.д. Много игрушек создается по мотивам разных сказок. В эти же годы появляются первые электрические елочные гирлянды. Изначально выглядели они очень просто: лампочки-шарики, выкрашенные в разные цвета: синий, желтый, красный, иногда расписанные снежинками, морозными узорами. Вернулась мода украшать елку богато и разнообразно.
Сегодня в производстве елочных украшений наблюдается отчасти «возврат к истокам». Выпускаются шары с ручной росписью, разными удивительными пейзажами, картинами русской зимы, государственной символикой. Но стоят такие игрушки намного дороже, которые производят в Китае. Поэтому на прилавках магазинов мы видим дешевую, чаще некачественную продукцию, которую совсем не хочется покупать. А так бы хотелось вновь окунуться в мир разноцветных зверюшек, сказочных персонажей, шишек и сосулек.



Выставка будет работать до февраля 2017 года. Приглашаем всех жителей, гостей поселка и района посетить нашу выставку. А так же мы с огромной радостью примем в дар новогодние игрушки, елочки, открытки, украшения (бусы, гирлянды, флажки и др.), символы года.

С уважением к Вам, сотрудники Куединского краеведческого музея.


Просмотров: 301 |
 
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Меню сайта

Ваше мнение

Оцените сайт

Внутреннее убранство жилого дома

Sample image

Ремесла крестьян Куединского района

Sample 6

Выставка «Дягилевы в Бикбарде»

Sample image

Зал Боевой Славы несколько стендов

Sample image